Меч Самурая
Японские мечи имеют давнюю историю. Самурайские мечи известны с III века н. э.
Впервые они были завезены на Японские острова китайскими торговцами и сразу пришлись по душе местным воинам. Мечи эпохи Конфун хорошо известны на основании археологических раскопок, так как в эту героическую эпоху, что в Европе, что в Японии оружие хоронили вместе с воинами, что дает возможность посмотреть на те мечи, которыми тогда воевали самураи.
Это прямые однолезвийные мечи, довольно широкие, из железа, рукоять у них антенного типа или большое6 навершие, что роднит их по внешнему виду с бронзовыми мечами времен Микен, культуры Виланова (Италия), и раннегальскими мечами (железными и бронзовыми) (П.Конноли).
Знаменитый изгиб японских мечей появляется в 6 – 7 вв н. э. По легенде он связан с кузнецом Амакуни. Посмотрев обломки мечей, которые несли с собой воины, кузнец изумился той силе, с которой воины обрушивали свои удары на врага, заставляя мечи ломаться и сказал – «Если им нужны мечи для такой жестокой сечи, я сделаю меч, который не сломается».
Целую неделю кузнец Амакуни молился богам, чтобы они вразумили его, а потом целый месяц делал клинок и месяц полировал его. Считается, что он создал самурайский меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, Уже через год армия императора была оснащена такими мечами. Тут как раз грянула война. Ни один из мечей самураев не сломался. А Император лично спешился и сказал Амакуни – «Ты – ВЕЛИКИЙ МАСТЕР! Твои мечи принесли нам победу в битве».
Во время периода Нара, Император Японии и его воины предпочитали все же прямые или изогнутые мечи из Китая и Кореи, не доверяя своим кузнецам. Именно там были изготовлены 44 меча Дайто, которые Император давал своим сановникам или отличившимся военачальникам как символ полномочий на время военной кампании.
История чисто японских мечей начинается с эпохи Хэйан. В этот период ослабли внешние связи Японии и мечи уже не могли ввозиться в таком количестве, как раньше. Пришлось делать их в самой Японии. Именно в этот период полностью сложился класс самураев, воинов, сражавшихся в доспехах, на коне, и воевавших как мечом, так и длинным луком.
В это время прямой меч уступает место длинному изогнутому клинку, где изгиб начинается от 1/3 клинка. Острие меча, киссаки принимает дугообразный вид, у ранних клинков он был прямой линией. Сечение обуха выглядит как тупой угол, боковые грани сходятся к лезвию под максимально острым углом. В 11 веке уже японские мечи стали высоко цениться и завозиться в Китай. В период Камакура в связи с монгольской агрессией мечи утяжеляются, становятся полностью двуручными, ими уже невозможно работать одной рукой. Это предопределило тактику боя как постепенный переход от конного боя к пешим поединкам.
Этот период считается золотым веком японского меча. Именно в этот период создавал свои клинки знаменитый оружейник Масанумэ. По легенде мечи Масанумэ не подписывались мастером, так как их было попросту невозможно подделать. Кстати легенда в целом правдива, большая часть мечей Масанумэ сохранившаяся сегодня действительно не подписана.
В начале периода Муромати появляются очень длинные мечи, включая нодати. В целом период Муромати характеризуется падением качества мечей самураев, появлению большого количества дешевых и некачественных мечей, которые могли позволить себе самураи, обнищавшие в бесконечных войнах. Именно в этот период появляется большое распространение гражданского двуручного меча катаны, носимого за поясом лезвием вверх, в отличие от тати, меча конного самурая, носимого лезвием вниз.
Большое количество пеших поединков между самураями, часто выходившими на поединок без всякой брони, обусловливали широкое распространение катаны как гражданского и полувоенного меча. Закаленная режущая кромка катаны была совершенно бесполезна против практически любого вида доспехов, но для бездоспешного противника была смертельно опасна.
Тем не менее, в этот период тати оставался оружием высшей знати, сражающейся верхом.
В период Момояма происходит практически полный отказ от тати, как военного меча. Появление в Японии первых европейцев, поставки железной руды из за границы, включая
Европу, способствовало с одной стороны укорочению клинков и появлению многочисленных новых школ оружейников.
Происходит оформление катаны в современном виде – клинок длинною в 60 – 65 см, относительно небольшой изгиб лезвия, практика ношения дайсе – двух мечей на одной стороне за поясом – длинного двуручного - катаны, и относительно короткого меча – вакидзаси.
Как раз на это время приходится создание мечей великим кузнецом Мурамаса. Именно его мечи приобрели дурную славу постоянно жаждущих крови, за их удивительные режуще-рубящие качества. Считалось, что обнажив меч Мурамасы, его невозможно вернуть в ножны не обагрив кровью, если не находилось врага, то он был готов причинить смерть своему хозяину, ибо не ведал привязанности а жаждал только крови.
После наступления периода Эдо, меч самурая стал окончательно и бесповоротно частью костюма самурая. Самоизоляция Японии, погружение ее в свой внутренний мир, отсутствие войн предопределило качества меча самурая. Внимание уделялось внешнему виду, форме, отделке в ущерб боевым качествам.
Украшались не только меч и его элементы (цубы стали делать из золота, чего раньше не бывало), но и его ножны (сая).
Во время периода Синсинто, в начале 19 века, самурайский меч стали делать, возрождая старые традиции времен Камакура. На этот период приходится производство элегантных тати, которые подражали древним образцам. Но уже в 1841 году правительство Бакуфу (сегунат) запретило изготовление таких мечей ввиду их запредельной дороговизны, а революция Мэйдзи и последовавшая за ней «охота за мечами» и вовсе поставили точку в их массовом производстве.
После революции Мэйдзи, военные мечи изготавливались промышленным способом, и назывались гэндайто. Их качество было невелико, равно как и боевая ценность. Грубые и примитивные изделия не имели ничего общего с элегантными самурайскими мечами прошлых эпох. В 1934 году в Японии наладили массовое производство офицерских мечей син-гунто.
После Второй Мировой войны огромное количество самурайских мечей было уничтожено по приказу американских военных властей, включая древние, антикварные образцы. Любое производство мечей самурая было полностью запрещено. Запрет был снят только в
1953 году, и только в следующем 1954 году в Японии начали делать мечи по старым образцам. Но великолепных образцов эпохи Эдо так и не создали до сегодняшнего дня. Слишком многое было утеряно и разгромлено со времен революции Мэйдзи.
Сегодня в Японии работают не более 300 оружейников, производящих мечи по традиционной технологии времен Камакура и Кото.
Школа фехтования Katana Club проводит обучение своих учеников на всех трех японских клинках разной длинны – катане, вакидзаси, и танто. Мы стараемся сохранить и обогатить старые приемы японского фехтования самурайским мечом новыми, продвинутыми наработками и потому наша школа совершенствуется и развивается в традициях как классического, так и современного фехтования японским мечом.